Александр Коперник

Психоделическая литература. После выпитого Я


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Честный заработок, или Охота на волков с Уолл-стрит
singu
al_kop
Внимание, в статье содержится нечто вроде спойлера про фильм «Волк с Уолл-стрит». Вряд ли он испортит впечатление от фильма, но всё же.

Ловите ведьму — Эй!
Хватит ссор!
Готово место ей —
Тащите на костёр!
Тёмный дух и гордый нрав
Огнём излечим, да будет так.
Тогда увидим, кто же был прав.
(О. Авдеев)

Посмотрел «Волк с Уолл-стрит». Что сказать — фильм замечательный, живой, ироничный. Нет нелепых персонажей и событий, призванных оживить динамику фильма — того самого, что всегда так раздражает. Нет неправдоподобных характеров, притянутых за уши диалогов. Несмотря на то, что фильм весьма длинный — что по нашим временам обычно, целых три часа — смотрится он легко, и по ощущениям кажется раза в три короче. Придя на сеанс в девять, я чуть не опоздал на метро, что меня весьма удивило, потому что ощущение было, будто длился сеанс никак не больше часа.

Хороший фильм, в общем. С хорошим юмором, прекрасной игрой актёров, восхитительными страстями, социальным посланием… Ах, да. Послание.



Знаете, с самого начала фильма было очевидно: героя ждёт провал. Почему? Потому что у него на лице написано: «Я зарабатываю нечестно». Нечестно. То есть, он не горбатится на заводе с 9 утра до 6 вечера за фиксированную годами сумму денег. Нет, он зарабатывает на людском доверии, на людской глупости. А это — нечестно, видите ли.

Ну и что, скажете вы. Пускай. Люди сами дураки, чего бы на них не нажиться.

Нет. Мораль создаётся не просто так. Мораль — это свод «негласных» законов, созданный специально для низших слоёв населения. В ней же, в морали, прописано понятие честности. Для чего нужна мораль?

Любое общество построено по схеме «обогащение богатых за счёт обеднения бедных». То есть, какая-то часть населения (1-5% — малая, короче) рассматривает другую часть (95-99%), как ресурс. Этот ресурс со временем вырабатывается, и происходит нечто; либо революция, либо гибель империи, либо технологический прорыв — нечто, коренным образом меняющее положение дел, и создающее новую ресурсную базу. Так вот, в то время, когда нечто не происходит, ресурсы должны быть ресурсами. Они не должны менять мир. Рабочий человек не имеет права богатеть. Но ведь он может этого желать, не всем же нравится жить на коленях. Может желать, да не будет. Почему же?

Потому что тут в силу вступает мораль. Она — своего рода программа, которая говорит нашему работяге такое: во-первых, он так живёт, его отец так жил, дед так жил — это нормально; во-вторых, если он полезет куда-то — его задавят конкуренты; а в-третьих — и это главное: стремиться — плохо, завидовать — плохо, зарабатывать на доверии людей — плохо, — всё, что нужно для развития — плохо. Мораль всегда запрещает то, что ведёт к свободе. Свобода в еде, одежде, сексе, развлечениях и т.п. — всё это порицается моралью. Да, бывают отхождения на уровне общества в целом, но они чаще всего — временные; не просто же так носителями истинной морали обычно служат люди весьма преклонного возраста, те, что пережили несколько разных псевдоэпох.

Есть надо здоровую пищу! (А что это такое? Вчера — спаржа, завтра — капуста. Вчера капуста — вредна, завтра спаржа — фу, ну что за дрянь.) Надо ходить в театр! (Зачем? Кому надо? Я от этого становлюсь умней, богаче, жизнь становится комфортней? Нет же.) Женщина должна носить юбку! (Ну, вы понимаете.)

Человек, нарушающий установки морали, карает себя сам (муки совести, стыд, смущение), а также получает нагоняи от общества. Общество называет «отступников» весёлыми словами, которые мы все знаем: шлюха, подлец, лицемер и прочими. Шлюха — женщина, не соответствующая моральным требованиям сексуальной жизни; достаточно даже намёка на несоответствие. Подлец — человек, сознательно идущий против установок морали и не мучающийся от этого.

Мораль порицает ум. Думаю, каждый хоть раз слышал от самых близких людей: «Ты слишком много думаешь». Морали не нравится, что ты думаешь. Ты должен принимать «законы» без раздумий. Если ты начинаешь сомневаться в чём угодно — ты сразу «усложняешь», ты не «принимаешь как есть». Ты — раб, и должен быть рабом, а думать рабы не должны. Рабы должны работать. И если раб не хочет работать, мораль ему отомстит. Назовёт лоботрясом, лентяем, скажет, что он должен кому-то; скажет устами матери: «Неблагодарная сволочь! Я из-за тебя всю жизнь под откос пустила, а ты…» А ты — ты просто не хочешь идти шестерёнкой на завод. Ты подумал и понял, что это — смерть в 19 лет. Но люди тебе не поверят, для них смысл жизни — соответствовать шаблонам, созданным моралью.

Вернёмся теперь к «Волку». Почему он обязательно должен был потерпеть поражение?

Потому что иначе он скажет зрителю такое: «Можно жить хорошо. Можно не быть винтиком». Он не должен так говорить. Он должен сказать: «Можно попробовать, но тебя не пустят». Не важно, что там, в реальной жизни, иногда бывают чудеса и кто-то добирается до вершины. Фильм, в который вложены миллионы, должен их окупить; и не по сборам в кинотеатрах, а по сборам в производстве, сфере торговли, добыче нефти и руды. Фильм обязан дать понять обывателю, что не надо вылезать из ямы. Почему? А всё просто!


  1. Он будет жить нечестно. Его жизнь будет полна пороков. Что честность, что пороки — категории морали, но важно ли это?

  2. Он столкнётся с сильным врагом, который его раскатает.

  3. В попытке спастись от кары общества, он поступит, как последняя сволочь. Опять же, оценивать будет мораль, ну и что?

  4. Он потеряет всё, даже то, что имел, будучи нищим.

То есть, послание крайне простое: вы можете, если вам очень повезёт, добиться большего. Но вы ни в коем случае не сможете этого удержать, а последствия будут ужасны — падёте вы в итоге сильно ниже, чем были сначала.

Сильные мира сего никогда не хотят делиться пирогом. Они и не станут делиться добровольно. А значит, мораль, которую создают они и которая работает на них, будет порицать саму попытку добиться большего. Общество устроено так, что заработать честно невозможно в принципе. Герой должен проиграть. Он обязан показать всему миру, кто здесь хозяин.

  • 1

Однако!

(Анонимно)
Возгордилась собой оттого, что уже и забыла, что это за божок такой - мораль. Спасибо :)

В современной морали есть пунктик, требующий утверждать несоблюдение морали. Да. :) Тот, кто не утверждает подобного, несовременен.

мне редко нечего тебе возразить и сейчас тот самый случай.
первый комент анонима это подтвердил.

Фильм судя по всему про капиталистический мир.
Главный наркотик - это деньги.

(Анонимно)
У меня есть логично выглядящая теория, о том, что думать при принятии решений действительно не всегда полезно. Не преувеличивай значимость человеческой думалки

// Давид

Я не говорил о пользе. Идти против морали в обществе морали в принципе вредно и глупо. Когда про какую-нибудь даму общество «шлюха» — надо просто согласиться, а то сожрут.

ты сейчас очень плохую вещь сказал про согласиться. хуже всего то, что это правда. чтобы не соглашаться, требуются силы, а они не всегда в наличие не то, что в избытке.

Третья сторона

Можно не быть шестерёнкой, но при этом не идти по головам. Можно иметь свою соображалку и жить своей жизнью, не мешая другим. Для этого нужен достаточно бронебойный лоб, чтобы уметь прошибать стены и абсолютное неналичие предрассудков, которые и являются моралью.
Кстати, мораль -- свод правил поведения "шестерёнки".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account