Александр Коперник

Психоделическая литература. После выпитого Я


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Рифмы-обманки
singu
al_kop

Некоторое время назад гражданин Лев Круглый, или, может, Анатолий Карпов — сейчас уже не очень припоминается — пояснял мне, что порошок хуже пирожка за счёт рифмы. Лично я считаю, что ожидаемость концовки может придать конечному произведению значительно больший смак, если использовать её, ожидаемость эту, правильно. Например, порошок про Вавилонскую башню мне кажется очень правильным и во многом выигрывающим именно благодаря рифме. Так или иначе, доля истины в подходе вышеозначенного гражданина есть. Часто — думаю, в большинстве случаев — стихотворение проигрывает именно потому, что рифмы — ожидаемы, и впечатление ослабляется.

Для такого случая есть приём, который я называю «рифмы-обманки». Суть приёма такова: вы берёте ожидаемую рифму и убираете её. Технически ожидаемость рифмы может быть такой:

  1. «Стандартный» набор рифмующихся слов. Примелькавшиеся рифмы. Например: «весны-сны», «дочь-ночь», «твердь-смерть», «морозы-розы»
  2. Рифмы очевидные, хоть и не широко используемые. Часто они составные, но не всегда. Например: «вес на-весна», «та пора-топора», «малый толк-молоток»
  3. Рифмы-группы. Например, глаголы и т.д. Такие рифмы — ожидаемая ситуация, и часто из контекста легко угадать, какое слово будет в рифме
  4. Просто рифмы, вытекающие из контекста

Просто заменять рифмующееся слово — это неправильно. Ожидаемость нужно создать (т.е. сделать чистейшую или максимально ожидаемую рифму), а потом сломать, заменив одно из рифмующихся слов на неожиданное, или вообще — не рифмующееся. Для максимального эффекта желательно использовать ожидаемость 1 или 2 типа. Например:

Пространство примет весь вес на
Двенадцать строп и купол дня.
Над тающей землёй подняв
Меня, закончится война.

Здесь я заменил явно напрашивающееся в конце строфы слово «весна» на «война». Другой пример:

Про завершенье марша знает каждый,
И достигает конница однажды
Тех самых врат, где нет пути назад,
Глядит луна слепым надменным глазом…
Так сделан выбор, и все кони разом
Вперед шагают и вступают в рай.

Здесь, как видите, вообще рифма убрана, и очевидное из контекста слово «ад» в конце отсутствует, заменённое на противоположное.

Придумывайте почаще рифмы-обманки, и ваши стихи в итоге станут гораздо интереснее и будут сильнее держать. Но не пытайтесь всё на них строить. Рифма должна быть к месту; эстетике, к сожалению, я научить не могу. Могу только сказать, что обманка хороша раз на 8-12 строк, и что она хороша там, где нужно заморочить читателя (а это требуется не всегда). Не переусердствуйте.


?

Log in

No account? Create an account