Александр Коперник

Психоделическая литература. После выпитого Я


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Где мои кишки? Как я буду жить?
singu
al_kop
Иван-царевич (он же — дурак) — ключевой персонаж в славянских сказках, описывающих мужскую инициацию. По идее, этот Иван — наследник «трона», то есть он — не просто так царевич, он — герой, отмеченный богами и тому подобное. Стоит ли говорить, что «дурак» — это только маскировка, прозвище для скрытия истинной сущности. Этот Иван, являясь наследником, проходит через массу испытаний, потом женится на царевне и таким образом усиливает клан. В ходе исторических модификаций высокородная семья в некоторых сказках превратилась в крестьянскую (хотя остались чисто царские элементы, типа «высокого терема»), а потом пришло христианство и вообще превратило инициацию в «борьбу со злом».
Но остался один любопытнейший элемент. Элемент тот, что если «у крестьянина» не один сын, а, скажем, три, то главное действующее лицо — младший. То есть, тот, кто пройдёт инициацию, покорит чужие земли, захватит жену и объединит княжества — не старший сын, а младший. То есть, тот, на кого возложена священная миссия возвышения рода, и, фактически, ключевой наследник — младший. При этом мы знаем, что почти во всех культурах (и славянской — тоже) право на наследование имеет первым делом старший сын.
Лично у меня есть два предположения на тему того, почему так.
Во-первых, вероятно, основа для народных сказок была заложена тогда, когда система наследования была иной. Не просто так у большинства родителей любимчиками являются не старшие, а младшие дети, и вполне логично давать право наследования именно младшему. Романтичное предположение, я понимаю, Пропп бы меня не одобрил.
Во-вторых, вероятно, таким образом закреплен стандартный сценарий, по которому сильнейший претендент на «трон» устраняет конкурентов. Типа, не упомянуто, что он братьев поубивал, только потому, что это — очевидно. Братья в любом случае персонажи крайне эпизодические. Тоже, в общем, романтическое предположение.
Мне приятней идея первого предположения. Хотя, конечно, учитывая крайнюю жестокость народных сказок, второе предположение вероятнее. Понятно, до нас сказки дошли с уже «отшлифованными углами», никто в них никому не отрывает половые органы и глаза не вырезает, хотя намёки на подобные вещи иногда бывают.

А теперь предположим, что я прав. Какой толк в этом знании?

  • 1
так если всё наследует старший, то младшему одна дорога -- приключаться.
и, понятно, что о неудачниках истории не рассказывают.

Ерунда. Сына обычно три. Действует младший, а не средний, хотя он по твоей логике причин имеет не меньше.

а вот про это подробно было в сказке про кота в сапогах: старшему - имущество, среднему - средства производства, младшему - кота и приключения.
и про любимых младших - это версия с очень большой натяжкой.

Кот в сапогах — сказка не славянская, и ещё она — Шарля Перро, а не народная. Ты бы ещё «Звёздные войны» в пример приводила, где «Люк, я твой отец».

мало ли, кто сказки написал или записал -- архетип-то один прослеживается.

Ну, да. Вернёмся к «Звёздным войнам».

эээ... Люк -- это другой архетип))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account