?

Log in

No account? Create an account

Александр Коперник

Психоделическая литература. После выпитого Я


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Немножко про враньё
head
al_kop

В свои стихи, рассказы, тексты песен я очень часто вставляю шифры.

То есть, делал так раньше, сейчас почти перестал. Они – послания; либо конкретным людям, либо просто – без адресата. Послания бывают разные: начиная от простых намёков (например, на стыках слов), заканчивая сложнейшими конструкциями, для раскрытия которых требуется особое знание (из моего прошлого, например) или ключ.

Даже мой творческий псевдоним – «Каин Л.» – содержит «загадочную» букву «Л.», о которой постоянно спрашивали раньше. А ведь её легко расшифровать, зная систему (которую, кстати, один знакомый даже сумел как-то раскрыть).

Баловаться так я начал ещё в школе. Но тогда у меня было мало опыта, игрушки получались крайне корявые и очень бредовые. Да и шифрованные сообщения были, мягко скажем, скучными, и легко выявлялись. Поэтому тогда, в дальние школьные годы, основной объём текстового материала всё-таки не содержал ничего особого.

А вот годах в 2003-2007, по сути, не было ни одного произведения (что стихотворного, что прозаического), не содержащего шифровок. Например, «Взрывпакет», «Покровитель» и т.п. – полностью состоят из сообщений, и, возможно, поэтому они настолько бредово звучат.

Отчаянно шифруя и шифруясь, я дожил до 2008, и тогда мне это надоело. Те времена породили тонны дикого бреда, поскольку привычка шифровать так легко не проходит; а когда насильно давишь её, сосредоточиться сложно. Далее шифровал я уже редко, но, думаю, «меткость» от этого только повысилась. Скажем, одна из самых изящных шифровок скрыта в песне «Насквозь-навылет»; и, хоть она не так уж сложна, чтобы её раскрыть, нужен-таки ключ. (Любопытно, кстати, сможет ли кто-нибудь вскрыть тайну без ключа.)

Итак, к чему я это всё.

Шифры – это палка о двух концах. Начиная пихать куда попало скрытые сообщения, волей-неволей переносишь часть их в свой стиль, в свои метафоры, в какие-то вещи, определяющие тебя, как творца. Избавляясь от них потом, легко можно лишиться значительной доли красоты языка и свободы выбора выразительных средств. К тому же они просто так не отпускают; в какой-то момент неожиданно начинаешь замечать, что уже помимо твоей воли они, шифры эти, лезут в твои тексты. Например, посвящаешь стишок какой-нибудь Анне (грубо говоря), не желая этого никому говорить; а потом видишь, что весь текст завален конструкциями, типа «...стакан на...» или «осанна». Совпадения-совпадениями, но иногда становится немного не по себе, когда найдёшь и раскроешь такой шифр.

И итог всегда печален, как Галадриэль в умирающем Лориэне; создавая стихотворение ради шифра, даже будучи в сильном вдохновении, неизбежно приходишь к бреду. Ты-то знаешь, что у тебя там, в тексте, написано; другие – не знают. Хотя частенько чувствуют твой «обман».

В этом тексте тоже есть шифровка. А может, и нет. А может, вообще всё сказанное выше – враньё.

Немножко про враньё