?

Log in

No account? Create an account

Александр Коперник

Психоделическая литература. После выпитого Я


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сказать все, не говоря ничего
head
al_kop
Описать событие, процесс, явление или предмет можно разными способами. Можно – сухо, как в отчете начальству о проделанной работе. Можно – ярко и однобоко, как в агитационном тексте. Можно – скандально, с загадками, пафосно, грубо, пошло, неверно и так далее. Способов описания и изложения фактов – тьма. Я хочу вам рассказать о таком способе, который, описывая нечто, отстраняется от этого самого нечто, убирает его на второй план или вообще исключает, превращая во множество совершенно к нему не относящихся «нечт».

Думаю, проще всего суть приема будет описать с помощью примера. Берем поезд и описываем его. Скажем, электропоезд. Что это? Это – длинная штука. То есть она чем-то похожа на червя, змею или что-то подобное. Она едет по рельсам. Как дрезина, трамвай; так же рельсовый механизм реализован на гоночных весельных лодках. Она издает стук. Скажем, сердце тоже издает стук. Она перевозит людей. Так же как автобус, самолет, и даже, при некотором приближении, гужевой транспорт.

А дальше опять начинается искусство. Основная идея – суметь использовать полученные результаты, как метафоры, при этом избавившись от слова «электричка». Сложность заключается в том, что очень легко переборщить, превратив описание в совершенно непонятный набор слов – тут уж ничего не поделаешь, совсем без чувства меры, элементарного таланта и примитивных понятий эстетики не обойтись. Можно получить много разных вариантов, у меня навскидку получается следующее:

Ползет по Сибири змея, и сердце ее стучит,
Турбины ее гудят – и люди в ее утробе...

Про рельсы говорить не стал – пусть отдохнут. При некотором вдумывании можно понять, что это – поезд. В принципе, чем больше приводится подобных образов, тем четче становится образ-прародитель, и, добавив еще пару строк можно добиться такого результата, при котором любой человек сможет при определенном воображении понять, что это – именно электричка.

«Но зачем так морочиться, если можно просто сказать – электропоезд?» – Можете вы спросить. «Зачем вуалировать» – вопрос недостойный графомана! Шучу, шучу.

Ну, во-первых, с помощью подобного приема можно создать настроение. Во-вторых, налить сколько угодно воды – незаменимая вещь для графомана. В-третьих, при подобных финтах часто получаются совершенно неожиданные обороты, а иногда даже рождаются неожиданные идеи – т.е. это просто полезно делать.

Итак, вот вам упражнение.

Опишите кружку кофе, не говоря «кружка кофе».